воскресенье, 07 июня 2009
07.06.2009 в 00:58
Пишет
Milady_Winter:
"а что, если..." - о женских исторических костюмах
Предыстория. Интересно - написала
однажды Ritulia - а вот как бы изменился внешний вид и одежда славянских женщин, если бы Владимир Красно Солнышко в свое время выбрал Ислам?
- Подозреваю, что почти никак - тогда ответила я. - Только бы в ХVIII веке знать да в ХХ веке все подряд врядли стали бы следовать европейской моде.
И в качестве подтверждения "славянского хиджаба" показала
картинку с экипировкой замужней женщны в Украине, пообещав позже расписать поподробнее.
Дисклеймер: ссылки на источники - по ходу цитирования, за картинки спасибо добрым людям, разместившим их в Сети, и доброму гуглю, который помог найти и воспользоваться щедростью добрых людей.
"Славянский хиджаб" в украинском исполнении=)Должна предупредить, что в названиях частей одежды и головных уборов я буду оставлять при переводе не русский кальку с укринского, ибо вообще не представляю, как это можно перевести.
Итак, украинский женский костюм.
читать дальше
"В комплекс одежды XV в. входила прежде всего рубаха, преимущественного из плотного самодельного полотнаю У мужчин она была короткой, глухой, туникоподобной, с прямоугольной горловиной. Женская рубаха была длинной, разнообразного кроя: туникоподобная, с плечевыми вствками (пришитыми по основе и по "підканню стану" не знаю, что это значит /М.В./), с цельнокройными рукавами." ©
Особенности крояженских рубах наглядно можно посмотреть здесь. Там статья на украинском, но что-где-как-и-куда-пришивалось в принципе достаточно доходчиво изображено графически. Ну и основные орнаменты - растительныы и геометрические, что я хочу подчеркнуть в свете поставленного вопроса - например, как вот здесь. Разные там символические изображения птичек-лошадок встречаются в декоре одежды, но очень-очень редко, да и там поди угадай, почему птичка визуально отличается от лошадки только количеством ног, а сама лошадка похожа на верблюда какого-нибудь ![:hah:](http://static.diary.ru/picture/574593.gif)
"Женская поясная /М.В./ одежда на значительной части территории Украины была несшитой или частично сшитой в виде одного широкого или двух узких прямоугольных кусков самодельной шерстяной узорчатой или однотонной ткани. Это - две запаски, одноплатовая обвертка (опынка, дерга), праздничная плахта, которая использовалась исключительно в Восточной Надднепрянщине. Несшитая одежда из домотканой шерсти имела немалое локальное разнообразие за счет разного орнаментально-цветового решения.
Так, на территории Средней Надднепрянщины в будни носили две узкие - черную и синюю - запаски, а по праздникам - многоцветную клетчатую плахту с нарядной орнаментованой запаской-передницей. На Подолье бытовала обверка в виде широкого горизонтального полотнища черной самодельной шерстяной ткани, украшеной сложными ритмичными композициями орнаментальных резноцветных полос. В Районах Поднестровья и Карпат носили как две узкие запаски, затканные разноцветными полосами с добавлением металлической нити, так и поясную одежду в виде широкого горизонтального полотнища з местными вариантами колорита и оформления.
Рядом с несшитой поясной одеждой в Украине развиваются и сшитые формы. На Полесье, например, широкоизвестны были летник и андарак. Летник - это вертикально-полосатая шерстяная юбка /на красном фоне - разноцветные полосочки: зеленая, черная, желтая, синяя, белая/. Андарак - красная однотонная юбка с заложенными по спине собрками и широкой орнаментальной полоской внизу.
Юбка шорц, бытовавшая на Львовщине, исполнялась из шерстяной ткани, затканной многоцветными вертикальными полосами, расположенными в сложном ритмичном чередовании на белом фоне. По низу она обшивалась красным самодельным шнуром.
"Дымка", "мальована друковыця"/разрисованная печатница, если дословно/ - так называлсь полотняные юбки с набивным рисунком, нанесенным ручным способом.
Каждая местность, даже каждая деревня отличались самобытностью рисунка, орнамента и кроя юбок. Особое место среди этих показателей занимал орнамент - наиболее разнообразный способ украшения женской одежды. Орнаментация исполнялась тезниками ткачества, набойки, вышивки, апликации, художественного шва и отвечала привычным степеотипам, которые складывались на конкретной территории.
Выразительным элементом одежды был и головной убор - символ семейного статуса женщины. У девушек это - венец, обруч, перевязка, которые всегда одевались так, чтобы была открыта макушка. На праздники одевали венок из цветов, который особо богато украшали на свадьбу. Как известно, на второй день свадьбы голову девушки покрывали убором из длинного узкого полотна ткани - "наміткою", а потом одевали жесткий "очіпок" /жесткий головной убор замужней женщины - М.В./, который в разных местностях имел значительное разнообразие форм /трапециевидный, овальный, серпоподобный, седлоподобный, прочая/.
Очіпок, согласно обычаю, женщина на людях не снимала, а когда шла в церковь или в гости - поверх него еще и обязательно одевала-наматывала "намітку".
Качество ткани, а также способы повязывания намітки также имели региональное разнообразие. На Средней Надднепрянщине намітки делали из тончайших сортов самодельного льняного или конопляного полотна (серпанка), а в западных областях - из более плотного полотна (нафрамы)©
Замечания по последнему абзацу: вот, собственно, этот головной убор и можно видеть на приводимой мной в пример картинке с экипировкой замужней женщны в Украине. Это оно и есть. В стадии повязывания - без витка, прикрывающего шею - это выглядело вот так - в разных ракурсах.
Еще картинки:
8 картинокЖенская одежда, восточное Подолье:
Традиционная девичья одежда, Ивано-Франковская область:
Женские платкоподобные головные уборы. Это еще давнее, к Руси:
Одежда зажиточных крестьян Киевской обасти: конец ХVІІІ – первая половина ХІХ века
Праздничный костюм горожан - XV—XVI вв.:
Типы женской боярской одежды периода "Киевской Руси":
Русь. Одежда зажиточных женщин княжеского сословия:
Крестьянка, ХVІІІ век
URL записи
@темы:
Ссылки