Вообще-то взято из "Крестоносцев" Генрика Сенкевича. Кстати, тем, кто не знаком с его творчеством, рекомендую. Лично мне больше всего нравится "Потоп" из трилогии ("Огнем и мечом", "Потоп", "Пан Володыёвский"). Все-таки есть в Анджее что-то подкупающее...
"ПОВЕСТЬ О ВАЛЬГЕРЕ ПРЕКРАСНОМ"
…Придворные диву давались, иные просто глазам своим не верили, а княгиня, желая скоротать время и поразвлечь своих приближенных панн, попросила одного из монахов рассказать старинную и страшную повесть о Вальгере Прекрасном, которую ей уже рассказывали, хоть и не очень подробно, в Кракове.
Заслышав об этом, панны тесной стайкой окружили княгиню и медленно направились в гору, в лучах утреннего солнца подобные движущимся цветам.
– Пусть брат Гидульф расскажет о Вальгере, он ему как-то ночью явился, – сказал один из монахов, поглядывая на другого, человека преклонных лет, который, сгорбившись, шел рядом с Миколаем из Длуголяса.
– Неужто вы, святой отче, видели его собственными глазами? – спросила княгиня.
– Видел, – угрюмо ответил монах. – Бывает такая пора, когда, по воле божьей, он может покидать преисподнюю и показываться миру.
– Когда же это бывает?
Старик бросил взгляд на других монахов и умолк – существовало поверье, будто дух Вальгера является тогда, когда в монашеском ордене портятся нравы и монахи больше, чем следует, помышляют о земных благах и мирских утехам.
Никто из них не хотел в этом признаться, но призрак, по поверью, предвещал также войну или иное бедствие, и брат Гидульф, помолчав с минуту времени, промолвил:
– Явление его не сулит добра.
– И я не хотела бы видеть его, – крестясь, сказала княгиня. – Но почему же он в преисподней, если только отомстил за свою тяжкую обиду?
– Да будь он всю жизнь праведником, – сурово возразил монах, – все равно был бы осужден на вечные муки, ибо жил в язычестве и не очистился святым крещением о первородного греха.
Брови княгини мучительно сжались при воспоминании о том, что е великий отец, которого она любила всей душой, умер тоже язычником и должен вечно гореть в геенне огненной.
– Мы слушаем вас, – сказала она, помолчав.
– Жил-был в языческие времена, – повел свой рассказ брат Гидульф, – могущественный граф, за неописанную красоту прозванный Вальгером Прекрасным. Весь этот край, что глазом его не окинуть, принадлежал графу, а в походы он водил не одно пешее войско, но и по сотне копейщиков, ибо все рыцари на запад до самого Ополья и на восток до Сандомира были его вассалами. Счету не знал он своим стадам, а в Тынце была у него башня, доверху набитая деньгами, как нынче в Мельборге у крестоносцев.
– Знаю, есть у них такая башня, – прервала его княгиня Данута.
– Богатырь он был, – продолжал монах, – дубы вырывал с корнем, и в мире не было красавца, равного ему, и никто не мог сравниться с ним в игре на лютне и в песнях. Случилось ему быть при дворе французского короля, и полюбила его королевна Гельгунда; дабы прославить имя господнее, король-отец хотел отдать дочь в монастырь, а она бежала с графом в Тынец, и стали они жить во грехе, ибо ни один ксендз не хотел обвенчать их по христианскому обряду. Жил-был в ту пору в Вислице Вислав Красивый из рода короля Попеля. В отсутствие Вальгера учинял он набеги на тынецкое графство. Вальгер разбил его и увел в Тынец в неволю, невзирая на то, что всякая жена, раз увидев Вислава, готова была отречься от отца с матерью и мужа, лишь бы только утолить с ним свою страсть. Так оно сталось и с Гельгундой. Придумала она для Вальгера такие оковы, что хоть богатырь он был и дубы вырывал с корнем, а не мог их разорвать, и отдала мужа Виславу, который увез ее в неволю в Вислицу. Но Рынга, сестра Вислава, заслышав в подземелье песню Вальгера, воспылала любовью к нему и выпустила из подземелья, а он, порубив мечом Вислава и Гельгунду и бросив их тела на съедение вранам, вернулся сам с Рынгою в Тынец.
– Разве он худо поступил? – спросила княгиня.
Но брат Гидульф ответил:
– Когда бы принял он святое крещение и Тынец отдал бенедиктинцам, может, бог отпустил бы ему грехи его, но граф этого не сделал, и земля пожрала его.
– Да разве бенедиктинцы уже были в королевстве?
– Не было бенедиктинцев, в королевстве одни язычники жили.
– Как же он мог принять святое крещение или отдать Тынец?
– Не мог – и потому осужден на вечные муки, – важно ответил монах.
– Верно! Правду он говорит! – раздалось несколько голосов…
@темы:
Г. Сенкевич,
Тексты
Мне как раз утомительным показался "Пан..." Я его прочитала просто-таки живодерскими методами. Взяла на жутко скучную лекцию, чтоб выбора не было! А то поначалу шел нормально, но где-то по прошествии сотни страниц наступал стопор. И не один раз. Вот на лекции я это место и осилила, и дело двиулось дальше. Но признаюсь честно - я дочитывала.
Ежи Михал, конечно, герой интересный, не спорю. Да и Ян тоже. Но у меня к ним есть одна претензия - они слишком правильные. ИМХО
А как относишься к Виницию и Леону?
Alma Jade
У меня раньше был все-таки Вальгер
А разве Владислав, кстати, как правильно ударение поставить, никто не подскажет? не прекрасен?
эх... перечитать надо, вспомнить, хть такие.. а то какое-то смутное представление... давай послезавтра отвечу?
Да без проблем.
про Леона ничего не могу сказать, так как не читала.
А про Виниция могу сказать. Никак он мне
В фильме (в польском, 2001 года) мне очень понравилась Лидия. Актриса необыкновенно красива.
И Петроний, какой там Петроний :swoon: Вообще очень люблю Богуслава Линду. Смотрела "Охранник для дочери"?
Актер, что его играл, еще сыграл Лютика в "Ведьмаке". Неоднозначное какое-то отношение. Я обажаю Лютика и Михаила, и какой бы актер их не играл, я все равно буду их любить. да и актер вроде бы действительно со всех сторон показал их характеры, к актерской игре - никаких претензий. Но всё равно, неужели не было более... хм... молодого?
Имхо по большому секрету, тем более, что со мной почти все категорически не согласны, и Михаила и Лютика мог бы сыграть Билли Бойд
Мне вообще-то "арбитр изящества" тоже больше понравился. Когда я увидела, что в "Quo vadis" играет Линда, сразу подумала - Петроний! Не ошиблась...
Вообще-то Лигия...
Смотрела "Охранник для дочери"?
Спрашиваешь! Неоднократно.
Актер, что его играл, еще сыграл Лютика в "Ведьмаке".
Да, очередная хохма. Лютик - Михал, а Геральт - Ян
Лютик - Михал, а Геральт - Ян
Вот кстати, это актер, ни как Геральт, ни как Ян ( а точно Ян, не Анджей? ощущения такие... хотя, скорее всего ты права
Ян Скшетусский. Михал Жебровский, кажется... "Огнем и мечом" Ежи Гоффман снял почему-то лет этак на двадцать позднее, чем "Потоп" и "Пана Володыёвского", а Анджей фигурирует как раз в них. Почему позднее - не понимаю. Ну не из-за содержания же, в самом деле!
Тем не менее, что бы это не было, актер из Жебровского? совсем некудышный
Да уж, картинка... На Ивана Богуна, да на того же Заглобу! и то посмотреть приятнее.
За образ Богуна хочется сказать Сенкевичу отдельное спасибо - этому герою сочувствуешь и сопереживаешь на протяжении всего романа.
Согласна. Очень живой и чем-то на огонь похож.
И ко мне тоже можно на "ты".
Согласна. Очень живой и чем-то на огонь похож.
Да, Богун стал моим любимым героем у Сенкевича. Очень жаль, что в финале автор не оставил ему никакой надежды на счастье и новую любовь.... Все-таки Богун не заслужил такой печальной судьбы.